Как подать коллективную жалобу
Зачастую жилищно-коммунальные проблемы касаются группы людей, а не одного человека. Коллективное заявление в жилищную инспекцию часто работает эффективнее, чем индивидуальное обращение, поэтому можно опросить соседей и собрать их подписи.
Подача коллективной жалобы отличается от индивидуальной только перечислением всех заявителей, участвующих в процедуре. Если их слишком много, то можно просто указать одного заявителя и его адрес в шапке, а данные и подписи всех остальных прописать в отдельном подписном листе.
Необходимые документы
Документы, которые могут подкрепить доводы жалобы, должны подбираться индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации. В частности, для обращения в жилищную инспекцию могут потребоваться следующие бумаги:
- Служебный договор с УК;
- Переписка с управляющей компанией или ТСЖ (отправка претензии, ответ на нее);
- Фото и видео в качестве доказательств;
- Экзамены и инспекционные акты;
- Жилищные документы и др.
Обратите внимание, что отправлять оригиналы документов с жалобой не нужно, в этом случае будет достаточно копий.
Как подать жалобу
Поскольку жилищная инспекция является региональным органом, каждый субъект сам устанавливает порядок обращения через региональные нормативные акты. Чтобы узнать, как обратиться в жилищную инспекцию вашего региона, вы можете посмотреть контакты на сайте правительства области.
Жалобу на ЖКХ в жилищную инспекцию можно подать через федеральную службу ГИС ЖКХ онлайн. Там вы можете оставить обращение в жилищную инспекцию по месту жительства. Для этого необходимо авторизоваться на портале через Госуслуги и заполнить там форму, дающую возможность вставить полноценное подробное описание сути проблемы. Вы также можете прикрепить необходимые документы и фотографии в отсканированном виде.
Порядок рассмотрения жалоб в ГЖИ
Жилищные инспекции рассматривают обращения граждан РФ в соответствии с Федеральным законом «Об обращениях граждан». Срок рассмотрения заявления – 30 дней. Причем в этот срок не входит время доставки жалобы и ответа на нее по почте, поэтому на самом деле иногда ответа придется ждать несколько дольше.
В исключительных случаях, когда требуется проведение дополнительных проверок, срок рассмотрения жалобы может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется дополнительно.
Рассмотрение жалобы на ЖЭК, ЖЭК, УК предполагает проверку изложенных в ней фактов. Сюда входит выезд специалистов на место, проверка документов, а также, при необходимости, выдача соответствующих предписаний и протоколов об административных правонарушениях.
Куда пожаловаться на бездействие ГЖИ
Несмотря на то, что государственные жилищные инспекции образуют систему (региональные инспекции имеют в своем составе местные подразделения, а работу всех инспекций организует Главный жилищный инспектор РФ), пожаловаться на работу инспекции в вышестоящий орган нельзя.
Вы можете сообщить в прокуратуру о качестве работы этого государственного органа или оспорить его действия или решения в судебном порядке.
Рассмотрим, на какие именно нарушения со стороны инспекции можно пожаловаться:
- Обращения не принимаются и не регистрируются;
- Был дан формальный ответ;
- Отсутствие ответа на жалобу заявителя в установленные сроки;
- Жилье не признается ветхим, если для этого имеются достаточные основания;
- Необходимые проверки не проводились;
- Имеются и другие случаи бездействия и нарушения нормативных актов сотрудниками ГЖИ.
Методы лечения
Рассмотрим далее, как можно обжаловать действия и постановления ГЖИ.
Если вы не согласны с решением инспекции, обращайтесь в суд. Действия и решения государственных органов обжалуются в районный суд по месту нахождения органа в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Если Жилищная инспекция действует с нарушением нормативных актов или, наоборот, бездействует, обратитесь в прокуратуру: по месту нахождения жилья или оставив жалобу в интернет-приемной Генеральной прокуратуры РФ.
Судебная практика: жалоба в жилищную инспекцию
Суд обязал поставщика коммунальных услуг выполнить решение Государственной жилищной инспекции о переходе на расчет платы за коммунальные услуги за отопление в отопительный сезон, а также произвести перерасчет корректировки платы за отопление всем собственникам и арендаторам помещений многоквартирного дома (Решение № 2-3666/2020 от 30 июля 2020 года по делу № 2-3666/2020).
Часто задаваемые вопросы
+++Мнение эксперта
Жилищные инспекции осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства и норм об оказании коммунальных услуг, принимают жалобы граждан Российской Федерации на нарушение ими законодательства. Коллективная жалоба в жилищную инспекцию работает лучше: власти быстрее реагируют на такие обращения. Также вы можете обжаловать действия ГЖИ в прокуратуре и в суде.