Законодательные изменения в 2019 году
Основное регулирование системы обращения с отходами осуществляется Законом «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ от 24.06.1998). В него было внесено 3 существенных изменения: в 2017 г. (№ 503-ФЗ от 31 декабря 2017 г.) и дважды в 2018 г. (№ 272-ФЗ от 29 июля 2018 г. и № 483-ФЗ от 25 декабря 2018 г.). Новые положения содержат:
- Включение вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) в перечень коммунальных услуг (наряду с электричеством, газом и т.д.).
- Полная передача системы обращения с твердыми бытовыми отходами (ТКО) в ведение региональных властей.
- Требование ввести единого регионального оператора по организации вывоза мусора.
- Изменение системы формирования тарифов на вывоз мусора.
Сам принцип организации вывоза мусора из сельской местности принципиально не отличается от работы оператора в городе. Основное отличие заключается в тарифах для города и для сельских населенных пунктов. Итак, мусорная реформа для частного дома, как правило, предполагает пониженные ставки.
Основные правила вывоза мусора из индивидуальных домовладений
Принятые поправки в законодательство возлагают ответственность за своевременный и обязательный вывоз мусора на владельцев частных домовладений.
Порядок сбора и вывоза мусора
Задача собственника ТКО (то есть владельца дома) заключается в заключении договора с организацией по вывозу мусора. Именно она несет полную ответственность за порядок сбора отходов и соблюдение правил их вывоза. Основные технические требования к работе предприятия, включая транспортировку, переработку и утилизацию отходов, определены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Их должны соблюдать как жители, так и подрядчик. Правила включают в себя:
- Рекомендации по использованию автоматизированной технологии сортировки ТБО.
- Требования к обращению с отходами отдельных классов (повышенной опасности) и недопущению их попадания на объекты захоронения ТКО.
- Организация складирования в пункте выдачи, установленном региональными властями.
- Использование жильцами системы раздельного хранения отходов (если такое требование закреплено региональным законодательством).
Заключение и оплата договора
В соответствии с новым законодательством собственник твердых бытовых отходов обязан обеспечить обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором, осуществляющим работы с данным видом отходов (ст. 30 ТК РФ от 29 декабря 2004 г. N 188). -ФЗ в редакции от 31.12.2017).
Договор может быть заключен как непосредственно с собственником домовладения, так и с организациями, представляющими интересы потребителей:
- Управляющая компания;
- Товарищество или кооператив собственников жилья;
- Организация, в том числе некоммерческая, представляющая интересы владельцев частных домов.
Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156.
Документ должен содержать следующие пункты:
- Наименование оператора, предоставляющего услугу;
- ФИО представителя оператора с указанием его должности;
- ФИО клиента (потребителя) и паспортные данные;
- Существенные условия договора. К ним относятся: услуги по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, обезвреживанию и обезвреживанию отходов;
- Описание обязанностей исполнителя и потребителя. Исполнитель обязуется выполнить работу в срок, а потребитель обязуется оплатить услуги в соответствии с тарифами.
- Порядок вывоза мусора (объем, периодичность, способ хранения на сайте);
- Дата начала оказания услуг;
- Порядок расчетов по договору;
- Время и место его заключения.
Жители домовладений будут получать ежемесячную квитанцию в соответствии с тарифами, установленными в регионе.
Как формируется гонорар
С начала 2019 года в каждом субъекте Российской Федерации установлены свои нормы накопления отходов. На их основе формируются тарифы на обслуживание жилых и нежилых помещений региональными операторами. Тариф может быть как единым, так и дифференцированным. Сколько будет платить конкретный житель, зависит от региона его проживания. В некоторых субъектах страны разработана гибкая тарифная сетка, например, в Калининграде.
Субъекты Российской Федерации могут формировать плату за работу с ТКО исходя из трех видов расчета:
- По количеству проживающих;
- По площади комнаты;
- Дифференцированный (по объему контейнеров для раздельного сбора мусора).
В большинстве регионов используется первая модель.
По количеству проживающих тариф рассчитывается по формуле:
Количество человек, проживающих в доме * норматив по накоплению мусора * тариф на услуги регионального оператора за 1 куб. м ТБО.
При расчете исходя из площади помещения используется формула:
S * норма накопления * тариф, где S - площадь помещения.
Нормы накопления рассчитываются и устанавливаются каждым регионом самостоятельно. Региональные власти вправе определять льготные категории, тариф для которых будет рассчитываться с учетом пониженного коэффициента.
При дифференцированном способе оплата рассчитывается по объему установленных контейнеров для сбора ТБО. В этом случае для расчета стоимости услуги необходимо использовать сумму всех установленных контейнеров. Далее полученная цифра умножается на тариф и количество проживающих (или площадь помещения – в зависимости от схемы, утвержденной в конкретном регионе).