Неестественность послушания
Когда в школу приходит юный исследователь семи лет, он (или она) очень быстро понимает, что его исследовательские способности никому не нужны. Если хочешь хорошо учиться, твоя задача — быть послушным. Других, более важных задач, по сути, нет.
«Послушание, — отмечает Песталоцци, — в своем источнике есть способность, мотивы которой противодействуют первым наклонностям физической природы». Другими словами, великий педагог считает послушание неестественным.
Ведь что такое послушание, если подумать? Это когда ребенок что-то делает (чаще НЕ делает) не потому, что понимает необходимость этого, а потому, что боится наказания. Стремясь изо всех сил к послушанию, мы культивируем в маленьком человеке страхи, что еще печальнее, привычку бездумно подчиняться кому-то. Уютный ребенок, послушный ребенок — обычно испуганное существо. Увы, наша система образования очень располагает к воспитанию именно таких «существ».
Психофилософия считает, что страх не может быть основой для построения чего бы то ни было. Из страха невозможно создать что-либо. Если в каком-то деле есть страх, значит, само дело бессмысленно.
Очевидно, что школа без послушания невозможна. Учитель всегда будет требовать дисциплины, иначе он просто не сможет обучить класс из тридцати и более человек. Другое дело: если преподаватель смог заинтересовать учеников, то вопрос непослушания отпадает сам собой. Сможете ли вы найти столько учителей, которые будут вам интересны и не будут требовать дисциплины? Это школа.
Песталоцци исходит из того, что страх перед учителем противоестественен для ребенка. Это должен быть не страх, а уважение и любовь. Ребенок не совершает плохих поступков не потому, что боится наказания, а потому, что не хочет огорчать своего учителя. Кроме того, глупые поступки детей должны сдерживаться их собственным пониманием того, что так поступать нехорошо.
Скемвас, мастера образования?
В нашей школе сложилась ситуация, которую с полным основанием можно назвать парадоксальной. Дети сдают (как правило, мимо) те предметы, которые есть в школе: математику, русский язык, физику и так далее. Но красивые, увы, очень глубоко знают законы жизни, которым их, казалось бы, специально никто не учит.
Например, дети учатся подобострастию, прекрасно зная, что если вы не будете подобострастны, то никогда не увидите пятерки.
Мальчики и девочки очень хорошо «усваивают», что ваша оценка гораздо больше зависит от отношения к вам учителя, чем от знаний.
Дети в совершенстве осваивают науку соответствия: не хочешь иметь проблем, слушай «начальников-учителей» и не возражай.
Выбор, который есть у каждого родителя в этой ситуации, на самом деле предельно прост. Или быть на стороне школы и вместе ломать ребенка. Или быть на стороне ребенка, помогая ему пережить эти противоестественные «прекрасные годы».
Надо иметь в виду: ребенок — существо, стремящееся разделить мир наш и чужой. И если в какой-то момент своего очень сложного детства и подростковой жизни он поймет, что его родители находятся по ту сторону, где школа, вам будет очень сложно убедить ребенка в том, что вы — свои.
Мы отдаем нашего самого дорогого, родного человека в школу на одиннадцать лет. И все эти одиннадцать лет незнакомец - учитель - становится для нас главным информатором о том, как живет и носит имя наш ребенок. Учитель говорит: «Ваш ребенок ленивый» — мы ему верим, иначе начинаем воспитывать ребенка и ругать.
Учитель говорит: «Ваш ребенок капризничает на уроке географии» — и мы наказываем его вместо того, чтобы спросить учителя: «Почему вы так скучно учите уроки географии, что дети вынуждены развлекаться?»
Учитель сердится: «У вашего ребенка дисциплина хромает», и мы повторяем это снова своему сыну или дочери, часто даже не понимая толком, что имеет в виду учитель.
Странно, да? Мы доверяем незнакомцу сразу и безоговорочно, потому что он облечен положением. Мы не верим в своего, ведь он еще маленький. Удивительная логика, которая только подтверждает наш вывод о том, что взрослые не в полной мере считают детей людьми.
Очевидно, что ученик далеко не всегда прав: бывает всякое. (Впрочем, в учреждениях Песталоцци, где воспитывались беспризорники, вопрос дисциплины никогда не стоял остро, так как дети интересовались учебой.) Вините своего ребенка.
И когда учитель говорит вам, что ваш ребенок непослушный или ленивый, не стоит сразу верить учителю на слово. Всегда необходимо выяснить, что имеет в виду учитель и что, собственно, стало причиной непослушания и лени ребенка.
Дети должны точно знать: учитель, как и любой человек, не всегда прав. Родители обязательно разберутся в правоте (или неправоте) учителя.
Школа может разрушить отношения между ребенком и родителем. Может быть, наоборот, усилить их. Все зависит от позиции старших.
Вопросы для родителей
- Испробовали ли вы все способы, чтобы найти хорошую школу для вашего ребенка, то есть ту, в которую он хочет ходить?
- А вы пробовали на себе примерить, как живет ваш ребенок в «прекрасные школьные годы»? Здесь встаешь дико рано, чтобы идти туда, куда совсем не хочется. На работе любой начальник может сделать вам замечание по поводу вашего поведения. За каждое выполненное задание вам выставляется оценка. Если вы плохо работаете, ваших детей вызывают в школу и долго рассказывают, как хорошо вы работаете, часто при этом унижая вас. И так далее. Так что постарайтесь перенести законы существования ребенка в школе на свое существование на работе.
- Насколько абсолютна ваша вера в слова учителя? Вы безоговорочно доверяете учителю или каждый раз пытаетесь разобраться в ситуации?
- Когда вы в последний раз обсуждали школьные проблемы вашего ребенка? Знаете ли вы, трудно ли ему учиться или нет; интересно или не очень; какие предметы ему нравятся, какие нет; С какими педагогами ему удалось установить контакт, с какими нет и почему?
- Вы когда-нибудь жалели своего ребенка из-за того, что он ходит в школу? Если так, то они сказали ему о своей жалости, а если нет, то почему не пожалели?
- Вам задали вопрос: «Почему ваш ребенок ходит в школу?» Не «почему?», а «почему?». Если бы спросили, каков был ваш ответ?
- Ваш ребенок ходит в школу. Спросите себя: кто вы для него — надзиратель, помощник, учитель, друг? Можете ли вы построить отношения с собственным ребенком, исходя из ответа на этот вопрос?