Одержимость с научной точки зрения
Прежде чем говорить о том, как распознать владение, следует ответить на вопрос, что такое владение. Как лечить это состояние? Часто предпринимаются попытки объяснить все с научной точки зрения, считая, что речь идет о душевном заболевании, которое древние по незнанию и суеверию считали одержимостью. Принять такое мнение невозможно, так как оснований для такого понимания в Евангелии нет. Господь Иисус Христос изгонял бесов, и апостолы оставили описание этого. Если гипотетически можно предположить, что народ неправильно понял суть происходящего, то по отношению к близкому кругу - апостолам это невозможно; именно они зафиксировали эти случаи. И уж конечно, в случае непонимания чего-либо, могли вопрошать у Божественного Учителя о сути происшедшего, как это часто бывало, когда апостолы, после некоторых событий, вопрошали Господа. Соответственно, сам евангельский текст не дает ни малейших оснований для такого толкования.
Конечно, нельзя отрицать сходства некоторых форм психических расстройств с одержимостью. Известный православный богослов Жан-Клод Ларше, посвятивший свои исследования теме психических заболеваний, разделяет безумие демонического происхождения и безумие соматического происхождения.
В русской богословской науке этому вопросу посвящены рассуждения архиепископа Иннокентия (Борисова). Причину, почему бесы хотят овладеть человеком, святитель видит в том, что именно в человеке, как связующем звене между материальным и духовным мирами, бес уменьшает свои страдания и чувствует себя, так сказать, комфортнее: «Так , что ниже человека, и что выше его - две противоположные крайности. Следовательно, для злого духа, попавшего в мир противоположный, каждая сфера болезненна, неестественна. Но по мере приближения существ к центру этих двух противоположных миров, эта мука уменьшается, так что в человеке, как в цепи или центре этих миров, злому духу обитать приятнее, чем в каком-либо другом существе всего видимого или чувственный мир» (О Существах, высшем человеке, или о духах).
Отличительные черты сумасшествия
Что же касается вопроса о том, как понять, одержим ли человек, то сам по себе этот вопрос следует рассматривать в сравнении состояния одержимости и психического заболевания, так как в подавляющем большинстве случаев имеются внешние признаки одержимости, явно указывающие на одержимость человека. плохое здоровье. Но эти признаки, действительно, иногда похожи на проявления некоторых психических отклонений. Вряд ли можно найти внешние критерии, по которым можно сделать правильный вывод. Очевидно, что святые могут различать эти состояния и, соответственно, оказывать необходимую помощь. Другие способы, как правило, либо не укоренены в аскетическом опыте Церкви, страдают чрезмерной формальностью и т.п. Кроме того, в наше время владением часто называют состояние, не являющееся таковым. Это может быть чрезмерное порабощение какими-то страстями (алкоголем, например) или гнев против Бога и Церкви, но, несмотря на греховность такого состояния, это все же не бесовская одержимость. Принимая во внимание трудность поиска критериев, по которым можно было бы безошибочно отличить бесноватость от сходных по симптомам психических заболеваний, следует принять во внимание описанные в Священном Писании, в агиографической литературе и в писаниях святых отцов.
В этих источниках можно увидеть, что одержимые имеют определенную реакцию на соприкосновение со святостью. Реакцию, которую практически невозможно спутать с каким-либо психическим заболеванием.
Архимандрит Сильвестр (Стойчев)