Случаи неотложной и неотложной помощи
По словам чиновников министерства, экстренная медицинская помощь оказывается, если имеющиеся патологические изменения у больного не представляют угрозы для жизни. Но из различных нормативных правовых актов Минздравсоцразвития России следует, что существенных различий между скорой и неотложной медицинской помощью нет.
В некоторых ТОСГ указывается, что оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи, утвержденными приказами Минздрава России, по состояниям, синдромам, заболеваниям. А, например, ТОС 2018 Свердловской области означает, что неотложная помощь оказывается в амбулаторных, стационарных и дневных стационарных условиях в следующих случаях:
- При возникновении неотложного состояния у больного на территории медицинской организации (при обращении больного за медицинской помощью в плановом порядке, для диагностических исследований, консультаций);
- При самостоятельном обращении или доставке больного в медицинскую организацию (как ближайшую) родственниками или иными лицами в случае возникновения неотложной ситуации;
- При возникновении неотложного состояния у больного во время обращения в медицинскую организацию, проведения плановых манипуляций, операций, исследований.
В числе прочего важно отметить, что в случае состояния здоровья гражданина, требующего экстренной медицинской помощи, осмотр гражданина и лечебные мероприятия проводятся по месту его обращения непосредственно медицинским работником, к которому он обратился.
Наличие угрозы жизни
К сожалению, в ФЗ № 323 содержатся только сами анализируемые понятия без критериев, «разграничивающих» эти понятия. В связи с этим возникает ряд проблем, главной из которых является сложность определения на практике наличия угрозы жизни. В связи с этим возникает острая необходимость в четком описании заболеваний и патологических состояний, признаков, указывающих на угрозу жизни больного, за исключением наиболее очевидных (например, проникающие ранения груди, брюшной полости) . Непонятно, каким должен быть механизм определения угрозы.
Приказ Минздрава России от 20 июня 2013 г. № 388н «Об утверждении Порядка оказания экстренной, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» позволяет выделить некоторые состояния, свидетельствующие об угрозе жизни. В приказе указано, что поводом для вызова скорой помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни больного, в том числе:
- Нарушения сознания;
- Респираторные расстройства;
- Нарушения системы кровообращения;
- Психические расстройства, сопровождающиеся действиями больного, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
- Болевой синдром;
- Травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся опасными для жизни кровотечениями или повреждениями внутренних органов);
- Термические и химические ожоги;
- Кровотечения любой этиологии;
- Роды, угроза выкидыша.
Как видите, это лишь приблизительный перечень, но мы считаем, что его можно использовать по аналогии при оказании другой медицинской помощи (не экстренной).
Однако из анализируемых актов следует, что зачастую вывод о наличии угрозы жизни делается либо самим пострадавшим, либо диспетчером скорой помощи на основании субъективного мнения и оценки происходящего лицом, обратившимся за помощью. помощь. В такой ситуации возможна как переоценка опасности для жизни, так и явная недооценка тяжести состояния больного.
Хочется надеяться, что самые важные детали вскоре будут прописаны в более «полном» объеме в актах. В настоящий момент медицинским организациям, вероятно, все же не следует игнорировать врачебное понимание безотлагательности ситуации, наличия угрозы жизни больного и безотлагательности действий. В медицинской организации обязательно (точнее, настоятельно рекомендательно) разработать локальные инструкции по оказанию неотложной медицинской помощи на территории организации, с которыми должны быть ознакомлены все медицинские работники.
Информированное добровольное согласие пациента и соблюдение врачебной тайны при оказании ЕМТ
Статья 20 Закона № 323-ФЗ устанавливает, что необходимым условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия (далее - ИДС) гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании полной информации, предоставленной медицинскому работнику в доступной форме о целях, способах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных вариантах медицинского вмешательства, его последствиях, а также об ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.
Однако под исключение подпадает ситуация оказания медицинской помощи в экстренной форме (которое также считается медицинским вмешательством). А именно, медицинское вмешательство допускается без согласия лица в экстренных случаях для устранения угрозы жизни человека, если состояние не позволяет волеизъявления либо отсутствуют законные представители (пункт 1 части 9 статьи 20 УК РФ). Федеральный закон № 323). Аналогично основание для разглашения врачебной тайны без согласия пациента (абз. 1 ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323).
Расходы на неотложную медицинскую помощь
В соответствии с пунктом 10 статьи 83 Федерального закона № 323 расходы, связанные с оказанием бесплатной медицинской помощи гражданам в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат к возмещению. О возмещении расходов на оказание ЭМП читайте в нашей статье: Возмещение расходов на оказание бесплатной медицинской помощи в экстренной форме.
Лицензирование скорой медицинской помощи
После вступления в силу Приказа Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе высокотехнологичные)…» (далее – Приказ Минздрава № 121н) у многих граждан сложилось обоснованное заблуждение, что в лицензию на медицинскую деятельность обязательно должна быть включена неотложная медицинская помощь. Вид медицинской услуги «скорая медицинская помощь», подлежащий лицензированию, указан также в Постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».
Разъяснения Минздрава РФ по вопросу лицензирования скорой медицинской помощи
Однако Минздрав РФ в своем Письме № 12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 дал на эту тему следующее разъяснение: «Что касается работы (службы) в сфере скорой медицинской помощи , данная работа (услуга) введена для лицензирования деятельности медицинских организаций, создавших в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ в своей структуре подразделения по оказанию первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме . В иных случаях оказания медицинской помощи в экстренной форме получение лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по скорой медицинской помощи, не требуется.
Таким образом, вид медицинской услуги «скорая медицинская помощь» подлежит лицензированию только теми медицинскими организациями, в структуре которых в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 323 создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанные помощь в экстренной форме.
-->
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.ОформитьОформитьПробная подпискаПопробовать* Обзор НПА – это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения