btaclub.ru
Главная »

Международный валютный фонд: история, деятельность, капитал

Финансовое право

Функции МВФ

Перечень современных функций Международного валютного фонда во многом совпадает с 1-й статьей Устава МВФ:

  1. Расширение международной торговли
  2. Помощь странам в виде кредитов
  3. Содействие межгосударственному взаимодействию в денежно-кредитной политике
  4. Помощь в подготовке (обучении, стажировке) экономических кадров
  5. Стабилизация обменных курсов
  6. Рекомендации странам-должникам
  7. Разработка и внедрение мировых стандартов финансовой статистики
  8. Сбор, обработка и публикация указанной статистики

Интересно, что видные экономисты критикуют не только методы работы МВФ со странами-должниками (то есть имеющими непогашенную задолженность перед организацией), но и качество публикуемой фондом статистики, а также аналитических отчетов.

Структура Международного валютного фонда

Функции МВФ

Управление фондом и решения о выдаче кредитов осуществляют:

  • Совет управляющих — это название высшего руководящего органа Международного валютного фонда. В его состав входят по два уполномоченных лица от каждого государства-члена – управляющий и его заместитель;
  • Исполнительный совет из 24 директоров, которые представляют определенные государства-члены или группы стран. Глава исполнительного органа, управляющий директор, неизменно является полпредом Европы, а его первым заместителем является гражданин США. Восемь директоров делегируются государствами с наибольшими квотами в МВФ, остальные 16 избираются другими странами-участницами, разделенными на соответствующее количество групп;
  • Международный валютно-финансовый комитет формально является консультативным органом, состоящим из двадцати четырех управляющих, включая представителя Российской Федерации. Выполняет, в частности, функцию выработки стратегических решений относительно мировой валютно-финансовой системы;
  • Комитет по развитию МВФ — еще один консультативный орган с аналогичными функциями.

Капитализация МВФ и источники средств фонда

По состоянию на 1 марта 2016 года размер уставного капитала МВФ составлял около 467,2 млрд СДР. Капитал формируется за счет взносов в валютный фонд стран-членов, которые, как правило, уплачивают 25 % квоты в СПЗ (или одной из мировых валют), а остальные 75 % — в собственной национальной валюте. Квоты постоянно меняются - с начала деятельности фонда уже было 15 ревизий. В 2015 году произошло еще одно изменение с делегированием около 6% от развитых стран к развивающимся.

Голоса государств-членов в руководящих органах МВФ распределяются именно в зависимости от оплаченных квот.

Важно: почти все реальные решения принимаются большинством в 85% голосов. При этом примерно 17% квоты (на 2016 г. вклад около 42 млрд СПЗ) принадлежит Соединенным Штатам Америки, что дает им исключительное право вето. Япония, находящаяся на втором месте, имеет квоту почти в три раза меньше — около 6%. Доля России составляет 2,7% (вклад около 6,5 млрд СПЗ). Так что критиков организации, утверждающих, что «МВФ — это США», крайне сложно назвать неверными или предвзятыми.

Структура Международного валютного фонда

На самом деле Соединенные Штаты и Евросоюз, который их часто поддерживает, имеют достаточную квоту в МВФ для принятия подавляющего большинства решений. Усилиям Китая, России и Индии увеличить квоты в фонде в соответствии с возросшим весом этих стран в мировой экономике противостоят США и их союзники, не желающие утратить политическое влияние на другие страны МВФ через «условность» займов — предъявление государствам-должникам обязательных политико-экономических требований.

Тем не менее, не следует думать, что финансовые проблемы стран решаются только с помощью денег МВФ. Например, недавний кредит Греции в размере более 300 млрд евро был профинансирован МВФ менее чем на 10% и в пересчете на евро составил лишь около 20 млрд евро. Гораздо большую сумму — €130 млрд — выделил Европейский фонд финансовой стабильности, созданный в июне 2010 года.

Помимо квот, уплачиваемых странами-участницами, источниками финансовых ресурсов денежного фонда являются:

  1. Золотые запасы официально составляют около 90,5 млн унций и оцениваются в 3,2 млрд СДР. Организация принимает золото от стран-участниц в основном в качестве оплаты процентов по кредитам, после чего имеет право направлять его на финансирование новых кредитных траншей;
  2. Займы от «финансово обеспеченных» государств-членов;
  3. Средства из трастовых фондов доноров и кредитные линии, которые страны G7 и G20 открывают для фонда.

МВФ и Россия

Россия вступила в МВФ в июне 1992 года, сразу прибегнув к получению кредита. По словам очевидцев, во время одного из своих первых визитов в Кремль Клинтон был поражен роскошью залов и сказал коллеге: «Эти люди просят у нас денег?» Всего за 6 лет (с августа 1992 г. по начало августа 1998 г.) Россия заняла у фонда более 32 миллиардов долларов - однако кредиты не помогли нам добиться ни прогнозируемого снижения инфляции, ни предотвратить августовский дефолт 1998 года.

Россия погашала кредит с 2000 по 2005 год, пользуясь ростом цен на нефть, а с 2005 года стала кредитором фонда. В таблице ниже показано распределение кредитов в 1990-е годы и требования кредитора к России:

Капитализация МВФ и источники средств фонда

Финансовая помощь или кредитная игла?

Многие эксперты утверждают, что рекомендации фонда-кредитора странам-заемщикам МВФ де-факто в корне противоречат принципам и целям, декларируемым Хартией. Вместо того, чтобы развивать производственный потенциал стран-заемщиков, они подсаживаются на кредитную иглу, при этом реальные доходы населения не увеличиваются - падают.

Критики фонда поясняют, что условия получения кредитов МВФ часто таковы:

  • Лишение государства-заемщика права на свободный выпуск национальной валюты;
  • Тотальная приватизация, в том числе в сферах естественных монополий (ЖКХ, железнодорожный транспорт);
  • Отказ от протекционистских мер по защите отечественного производителя, поддержка малого и среднего бизнеса;
  • Свобода движения капиталов, допускающая их отток за границу;
  • Сокращение расходов на социальные программы, отмена льгот для незащищенных слоев населения, снижение заработной платы в бюджетной сфере и пенсий.

Однако зачастую эти меры только усугубляют кризис в экономике, обнищание/обнищание населения ведет к снижению потребления, что ведет к спаду производства, банкротству предприятий и ухудшению наполнения государственного бюджета. В результате правительству приходится брать новые кредиты, чтобы погасить предыдущие.

Страны, наиболее сильно пострадавшие от зависимости от МВФ:

  • Руанда, где отказ от государственной поддержки сельского хозяйства и девальвация национальной валюты привели к падению доходов населения, толкнув его в пучину гражданской войны между хуту и ​​тутси с 1,5 млн жертв;
  • Югославия, развалившаяся из-за проблем с экономическим выравниванием регионов;
  • Аргентина, дважды объявившая дефолт;
  • Мексика – родина одомашненной кукурузы, которая из экспортера этой сельскохозяйственной культуры превратилась в импортера.

По прогнозам, этот список может пополниться Украиной, которую фонд-кредитор вынуждает повышать цены на газ. Его удорожание не только бьет по карманам граждан, но и окончательно сводит на нет конкурентоспособность украинских производителей, которая уже подорвана невыгодным Соглашением об ассоциации с ЕС. Украина вместе с Румынией и Венгрией является крупнейшим текущим должником Международного валютного фонда.

Но поскольку в истории нет сослагательного наклонения, невозможно оценить, к каким последствиям привела бы ситуация без финансирования со стороны МВФ в разных странах. Так что позиция защитников фонда примерно такая - может где-то не очень получилось, но без кредита было бы еще хуже. Причем критики фонда нападают не на саму идею предоставления кредита, а на сопутствующие ему условия - которые, по сути, неоднозначно влияют на экономику и не предотвращают коррупцию, но во многом выглядят как повышение в политическом влиянии основного кредитора.

Итог: хотя неэффективность действующей системы кредитования понятна почти всем, реальные изменения в такой громоздкой и политически значимой структуре не могут произойти «по щелчку пальцев». Чего на данный момент больше от МВФ - пользы или вреда - каждый решает сам.

Инвестиционные фонды и их структура

  • Теги:
  • Уже поздно
  • Кредит
  • Эконом
Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное