Обязательно ли регистрировать прицеп в ГИБДД?
Прицеп - транспортное средство (V) просто без двигателя, предназначенное для движения в сочетании с механическим транспортным средством (автомобилем, самоходной установкой или трактором). Об этом сказано в главе 1 Правил дорожного движения (ПДД). Тогда понятно, нужно ли регистрировать прицеп к автомобилю - его эксплуатация без регистрации запрещена.
Кроме того, вступили в силу Закон «О государственной регистрации транспортных средств…» от 03.08.18 № 283 (в редакции от 30.07.19) и новые Правила регистрации транспортных средств, утвержденные ПП РФ № 11. Тип, массо-габаритные параметры и назначение значения не имеют. Это правило также распространяется на полуприцепы и прицепы. За отказ или несвоевременную регистрацию установлена административная ответственность.
Прицепы не подлежат регистрации, если они не отвечают требованиям безопасности эксплуатации или просто не эксплуатируются. Оформление прицепа происходит в том же порядке, что и автомобиля.
Необходимые документы
Конечно, важно знать, какие документы нужны для регистрации прицепа. Для процедуры вам понадобится:
- Заявление соответствующей формы;
- Гражданский паспорт владельца;
- Паспорт транспортного средства (ПТС) (если он не электронный);
- Документ, подтверждающий право собственности (договор купли-продажи (ДКП), справка-счет и так далее);
- Квитанция об оплате пошлины;
- Страховой полис ОСАГО, если это грузовой прицеп или он принадлежит юридическому лицу.
Важно учитывать, что последний пункт в списке требует периодического технического осмотра (ТО). Поэтому об этом стоит побеспокоиться заранее, так как без диагностической карты ТО оформить полис ОСАГО не получится.
Некоторых автомобилистов интересует, можно ли оформить прицеп к авто без документов. В данном случае речь идет о самодельных, доставшихся по наследству или привезенных из-за рубежа транспортных средствах. Перед регистрацией все равно придется восстанавливать или переоформлять документы.
Процесс регистрации прицепа
Как и любое другое транспортное средство, прицеп должен быть зарегистрирован в течение 10 дней после покупки или владения. В целом, сама по себе регистрация прицепов не имеет особых особенностей. Существуют различия в процедуре в зависимости от типа и назначения транспортного средства.
Регистрация прицепа
В этом году процедура остается прежней. Это займет не более часа из-за строгой регламентации этапов. Полис ТО и ОСАГО требуется только в редких случаях (о них мы поговорим позже). Осталось собрать пакет документов (читать выше), и записаться на визит в отделение МРЭО. Сегодня регистрация прицепа возможна в любом отделении МРЭО.
Затем вам нужно сделать следующее:
- Написать заявление на регистрацию прицепа. Образец всегда есть в наличии на специальном стенде в отделении ГИБДД.
- Подать пакет документов.
- После проверки документов и осмотра прицепа ему будет присвоен регистрационный номер и выдан СТС.
- Номерные знаки от 01.01.20 можно получить на основании присвоенного госномера в том же регистрационном отделе ГИБДД или заказать в организации, их изготавливающей.
Что касается самодельного прицепа, то алгоритм действий будет несколько иным. Процедура требует предварительного получения сертификата, подтверждающего безопасность конструкции. Для этого потребуется обратиться в соответствующие организации. Но об этом чуть позже.
Заявление на очередь в ГИБДД можно отправить через сайт или подать по телефону горячей линии. Как видите, зарегистрировать прицеп к автомобилю несложно.
Регистрация лодочных и грузовых прицепов
Грузовой прицеп оформляется так же, только с обязательным ТО. Кроме того, существуют различия в оформлении страховки. Отдельной политики не требуется, но в целом в ней должно быть указано, что будет использоваться прицеп. Это требование указано в последней редакции Закона № 283-ФЗ.
Регистрация лодочного прицепа также не имеет особенностей, кроме сроков прохождения ТО, в некоторых случаях необходимого для получения полиса ОСАГО. Как правило, такие прицепы тяжелее 3,5 тонн, поэтому их необходимо осматривать раз в год. Их конструкция проста, а оформление даже самодельного, со всеми документами, не занимает много времени. Регистрация прицепа для катера в ГИБДД также обязательна и осуществляется без оформления отдельного страхового полиса.
Регистрация через "Госуслуги"
Когда появилась уникальная и полностью подконтрольная государству платформа оказания онлайн-услуг, решение многих проблем для автовладельцев упростилось. Например, благодаря порталу «Госуслуги» упростилась процедура регистрации транспортных средств.
На сайте вы должны получить аккаунт и подтвержденную запись. После этого вы можете подать заявку на регистрацию. После этого все равно придется обращаться в МРЭО, однако онлайн-заявка позволяет значительно сэкономить время.
Пройдите социологический опрос!
Оформление самодельного прицепа
Оформление самодельного прицепа потребует моральных и временных затрат. Дело в том, что у такого транспортного средства не может быть паспорта, который выдает производитель. Чтобы его получить, придется доказать, что конструкция соответствует нормам безопасной эксплуатации. Требования установлены Техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 от 09.12.11.
Но рассмотрим, как оформить самодельный прицеп. Для реализации идеи нужно:
- Обратитесь в МРЭО по месту жительства. Сотрудники подскажут, какие нужны документы и выдадут направление на обследование в аккредитованную испытательную лабораторию.
- Отправить заявку на очередь в экспертную лабораторию. Вам необходимо написать заявление (возможности подачи через интернет нет) и предоставить документы, перечень которых был получен в ГИБДД (предварительно можно уточнить в лаборатории по телефону или на сайте при наличии) .
- Оплатить стоимость услуги. В течение трех дней организация примет решение и назначит дату и время проведения экспертизы.
- Отправьте прицеп на техническую оценку пригодности к эксплуатации.
- Получите соответствующий акт и справку. (Госпошлина за сертификат соответствия - 800 руб.).
Далее необходимо зарегистрировать механизм в ГИБДД аналогично описанному выше.
Нужно ли проходить ТО
ТО для легких прицепов массой до 3,5 т, находящихся в собственности физических лиц, отменено с начала 2012 года (п. 4 ст. 32 Федерального закона № 170-ФЗ от 01.07.11). Недавние изменения в формулировке оставили это положение в силе. То есть полис ОСАГО в данном случае не нужен. Если вес превышает 3,5 тонны или прицеп принадлежит компании, техосмотр первые три года не требуется. Но тогда его нужно проходить с такой периодичностью:
- С 3 до 7 лет - каждые 2 года;
- Старше 7 лет - ежегодно.
Теперь процедуру осуществляет не ГИБДД, а аккредитованные операторы и дилерские центры.
Плата за регистрацию прицепа
Государственной пошлиной за регистрацию будет являться сумма сумм за ряд регистрационных действий. Размеры пошлин определяются налоговым законодательством. В ст. 333.33 НК РФ сказано:
- За регистрацию прицепов с выдачей номерных знаков необходимо заплатить в казну не менее 2350 рублей. из них: внесение изменений в ПТС - 350 руб., оформление нового - 800 руб.; оформление КС (СТС) стоит 500 рублей, если это новый образец (пластик), то - 1500 рублей; номерные знаки - 1500 руб.
Если останутся старые номерные знаки, госпошлина составит не менее 850 руб.
Ответственность за прицеп без регистрации
Эксплуатация незарегистрированных транспортных средств запрещается и преследуется в административном порядке. В ст. 12.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) по этому поводу сказано следующее:
- Управление незарегистрированным транспортным средством наказывается штрафом в размере 500-800 рублей.
- За повторное нарушение предусмотрен штраф в размере 5000 рублей или лишение водительских прав на 1-3 месяца.
В некоторых случаях может применяться задержание транспортного средства.
Регистрация фаркопа
В большинстве случаев мы не заказываем тягово-сцепное устройство напрямую у производителя автомобиля. Стоит дорого, а аналоги всегда можно подобрать. Регистрация дополнительного оборудования не требуется при использовании деталей и узлов, выбранных по маркировке в каталогах или руководстве по эксплуатации. Такая замена предусмотрена автопроизводителем.
Но самодельный фаркоп может сильно отличаться по своим характеристикам от заводского. Установка такого устройства будет считаться конструктивным изменением. И в этом случае требуется регистрация.
Подробнее о регистрации трейлера.
Вывод
Мы разобрались, правильно ли и как регистрировать прицеп. Осталось подвести итог:
- Прицеп — это транспортное средство, поэтому требуется регистрация. Самодельный он или грузовой - не важно.
- Перед регистрацией нужно подготовить документы и оплатить пошлину.
- Отдельный полис ОСАГО не нужен, а для прицепов массой до 3,5 тонн - и прохождение ТО.
- Фаркоп лучше выбрать оригинальный.