Первые шаги при утере паспорта
Первое, что вы должны сделать, это обратиться в местное отделение полиции. Вы можете сделать это следующими способами:
- Явиться лично и подать заявление в дежурную часть местного РОВД.
- Направив заявление заказным письмом с уведомлением в местный отдел полиции.
- Через портал Госуслуг, если у вас там есть регистрация и верифицированный аккаунт.
Не все филиалы могут подать заявку онлайн через Госуслуги. Но даже там, где такой функции нет, вы можете записаться на прием к сотруднику соответствующей службы МВД в назначенное время, а не стоять в очереди, пока он сможет вас принять. Так что даже в этом случае Госуслуги серьезно экономят время.
Важно помнить, что у вас есть период один месяц. Дело в том, что сама по себе потеря паспорта (даже если он был украден) уже является административным правонарушением. Но есть разница в сроках: чем позже вы обратились в МВД, тем больше вам придется заплатить.
Получение временного идентификатора
На время изготовления нового паспорта вам должно быть выдано временное удостоверение личности. Этот документ заменяет паспорт, выдается сразу, но действует в течение ограниченного времени.
Как и где получить
Порядок получения временного удостоверения личности (как и весь порядок замены паспорта) установлен Административным регламентом, утвержденным приказом МВД № 773 от 2020 года. Для получения данного документа необходимо:
- Обратитесь в ближайшее отделение МВД с заявлением об утере паспорта.
- Сотрудники миграционного подразделения проводят проверку личности, после чего в течение 10 минут выдается временное удостоверение.
Чтобы пройти идентификацию быстрее, необходимо иметь при себе один из подтверждающих документов:
Также понадобятся две фотографии (черно-белые или цветные) размером 3,5 на 4,5 см. На фото заявитель должен быть снят в анфас. Головной убор или очки допустимы, но только при условии, что они не мешают обзору всего овала лица.
Действительный временный идентификатор:
- 10 дней - если вы обращались за восстановлением паспорта по месту постоянной регистрации;
- 30 дней - при обращении по месту пребывания.
При необходимости срок может быть продлен. Для этого нужно повторно обратиться в миграционную часть МВД.
Процедура замены паспорта
Для восстановления вам понадобится:
- Заявление об утере паспорта. Его форма установлена Административным регламентом и заполнить этот документ можно непосредственно в отделении полиции.
- Если вы уже обращались в МВД, то при повторном посещении вам потребуется талон-уведомление о том, что ваше заявление принято и зарегистрировано.
- Свидетельство о рождении.
- Если вы состоите в браке - свидетельство о его регистрации.
- При наличии несовершеннолетних детей - свидетельства об их регистрации.
- Военный билет - для мужчин и женщин военнообязанных.
- Выписка из домовой книги по месту постоянной регистрации – если паспорт нужно восстанавливать в другом городе.
- Паспорт - если вы его получили, и он еще действителен.
- Копия утерянного паспорта - если есть. Этот документ является необязательным, однако очень полезным, так как сокращает время на проверку сотрудниками миграционного подразделения.
- Квитанция об оплате государственной пошлины.
Можно ли восстановить через Госуслуги
Восстановить паспорт напрямую через Госуслуги невозможно: в любом случае потребуется личное посещение МВД. Однако этот портал позволяет не стоять в очереди, а явиться на прием в заранее выбранное время.
Чтобы использовать эту функцию, вы должны:
- Иметь действующий и проверенный аккаунт на Госуслугах.
- Войдите в свой личный кабинет.
- В категории услуги выберите «Записаться на прием в МВД» и выберите подразделение МВД, в которое планируете обратиться.
- Записаться на прием.
- На странице ГУ МВД заполните и распечатайте бланк квитанции об оплате пошлины. Его необходимо оплатить до посещения отделения.
- В назначенный день приходите со всеми документами.
Обращение лично в отдел МВД
В том случае, если у вас нет регистрации на Госуслугах, достаточно лично явиться в отделение полиции. Это потребует:
- Свяжитесь с дежурным офицером, указав причину, по которой вы пришли.
- Ожидайте в очереди на получение.
- Объяснить причину утери паспорта.
- Предъявите документы (их список приведен выше) и получите временное удостоверение личности.
Можно ли обратиться в МФЦ
Обращаться за заменой паспорта в МФЦ бессмысленно: вас все равно отправят в МВД. Однако после принятия объяснений по факту утери документа, составления протокола об административном правонарушении и совершения других действий, вас могут направить в МФЦ.
Время восстановления
После того, как гражданин обратился за новым паспортом после утери, он должен получить его в следующие сроки:
- 10 дней, если он обратился в ОВД по месту регистрации по месту постоянного жительства;
- 30 дней, если заявление подано по месту временного проживания (временной регистрации).
Это сроки. На практике новый документ выдается раньше.
Цена
Согласно п. 18 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за утерю паспорта и выдачу нового нужно заплатить 1500 руб.
Кроме того, вам нужно будет оплатить штраф, а также услуги фотографа, чтобы сделать два новых снимка.
Пенальти
Если вы обратились сразу - ст. 19.16 КоАП. Наказание за это — можно сказать, чисто символическое: от 100 до 300 рублей штрафа, но можно и устное замечание получить — это допустимо в рамках данного нормативного акта.
Но если вы прожили месяц и более без паспорта, вы ознакомитесь со ст. 19.15 КоАП. Она будет наказана гораздо строже.
Полученные результаты
Подводя итоги, еще раз перечислим действия, которые необходимо совершить при утере паспорта:
- Соберите оставшиеся документы как можно скорее и сообщите в МВД.
- Дайте объяснения, предъявите документы и получите временное удостоверение личности.
- Оплатите госпошлину, дождитесь изготовления нового паспорта и получите его на руки.