btaclub.ru
Главная »

Как устроена система, и какие виды государственной службы существуют в РФ? - Народный советник

Трудовое право

Принципы государственной службы

Основные принципы чего-либо — это ориентиры, ведущие черты устройства. Основные принципы организации и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

К принципам устройства и функционирования государственной службы относятся:

  • Федерализм, то есть одновременное единство системы государственной службы и разграничение полномочий ее органов;
  • Соблюдение законов (законность);
  • Верховенство прав и свобод человека;
  • Единый законодательный подход к организации государственной службы;
  • Публичность и доступность государственной службы для общественного контроля;
  • Грамотность и подготовленность государственных служащих на должном уровне;
  • Некоторые другие.

Основные принципы устройства государственной службы Российской Федерации призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы государственной службы.

Система госслужбы России

Слово «система» переводится с древнегреческого как нечто единое, состоящее из элементов. То есть система представляет собой однородную структуру частей, взаимодействующих друг с другом.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие органов государственной власти различного уровня. Органы государственной власти Российской Федерации подразделяются на федеральные органы и органы государственной власти субъектов федерации. При этом государственные органы разного уровня как обособлены, так и взаимосвязаны. Функции государственных органов, реализуемые в рамках их полномочий, также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных властей.

Выполняя свои трудовые функции в рамках своих служебных обязанностей, государственные служащие ничего материально не производят, но это не делает их деятельность менее значимой. Выполняя функции государственных органов, государственные служащие производят информацию и в глобальном смысле осуществляют функционирование такого значимого сообщества людей, как государство.

Государственная гражданская служба

Государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы Российской Федерации. Регулируется законом о государственной гражданской службе Российской Федерации. Это постоянное, последовательное и качественное выполнение функций и задач государственных органов людьми, работающими на соответствующих должностях (государственными служащими).

В юридической научной литературе, посвященной институту государственной службы, выделяются 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Этот:

  • Особый вид управленческой деятельности (государственная);
  • Структура государственных органов, состоящая из государственных служащих, призванных выполнять государственные функции и задачи;
  • Единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и управления, и социального института - круга лиц, профессионально выполняющих эти функции в рамках своего правового положения;
  • Взаимосвязь отношений государства, общества, права и гражданина;
  • Механизм создания, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления.

Государственная служба осуществляется в государственных аппаратах органов государственной власти (представительных, судебных, исполнительных) и в иных органах, выполняющих свои задачи от имени государства и отнесенных федеральным и региональным законодательством к органам государственной власти.

Виды государственной гражданской службы

Из всех ранее перечисленных видов государственной службы наиболее широко воспроизводится государственная служба, поскольку она замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба осуществляется государственными служащими в федеральных органах государственной власти. Данный вид услуг связан с решением вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации осуществляется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже было сказано, он включает в себя работу по принятию решений по вопросам солидарной ответственности.

Помимо перечисленных видов государственной службы, в государственной службе может быть выделена так называемая специальная гражданская служба, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Государству нужна особая гражданская служба для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе относится работа таможенных, налоговых, финансовых, кредитных, дипломатических и других организаций.

Военная служба

Военная служба является особым по своему назначению и функциям видом государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской службы, направлена ​​на выполнение оборонно-охранительных функций государства. Основной задачей военной службы является вооруженная защита государства от посягательств других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность и ресурсы страны. Военная служба - это реализация гражданином своих профессиональных качеств на государственной службе путем замещения воинских, а в некоторых случаях и невоенных должностей. Служба в армии в нашей стране возможна в 2-х формах: на добровольной основе (по контракту) и по призыву.

Военная служба характеризуется, прежде всего, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регулируется законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76. -ФЗ.

Для военнослужащих:

  • Особые условия труда (опасность для жизни, ненормированный рабочий день, непостоянное место работы);
  • Строгие требования при приеме на работу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
  • Особая система чинов и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
  • Тщательно регламентированные условия не только работы, но и быта, форменная одежда, правила поведения в той или иной ситуации;
  • Особый порядок привлечения к юридической ответственности (собственные органы судов, прокуратуры, исполнение наказания и др.).

Граждане проходят военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках МВД России, в органах Федеральной службы безопасности, в отрядах МЧС России. Федерации, железнодорожных, пограничных и других войск.

Правоохранительные органы

Службу в правоохранительных органах необходимо отличать от других видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем разница? Правоохранительная служба - это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в государственных органах, организациях и учреждениях, выполняющих функции по охране безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защите прав и свобод других граждан.

Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что имеется некоторое сходство с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но есть и отличия.

Сходство заключается в строгом (хотя и меньшем, чем на военной службе) регламенте профессиональной деятельности при реализации функций правоохранительной службы; при наличии званий и подчинения, обмундирования; в особых требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и др.

Основное отличие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, направлена ​​на защиту интересов общности людей и по большей части интересов внешних. Правоохранительная служба направлена ​​на защиту интересов внутренней безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе к охране чьей-либо безопасности.

Муниципальная служба

Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием и муниципальную службу. В законе о системе государственной службы Российской Федерации муниципальная служба отсутствует среди видов государственной службы. Более того, ученые не могут прийти к единому мнению по вопросу об отнесении муниципальной службы к государственной службе.

По мнению некоторых исследователей, и государственная, и муниципальная служба являются разновидностями государственной службы, но муниципальная служба не является видом государственной службы. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественным образом входит в систему государственной службы России, и законодательное оформление этого факта является лишь вопросом времени.

В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы очень тесно переплетаются в своей деятельности. Однако квалификационные требования для поступления на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципалитетом самостоятельно. При поступлении на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный договор. При этом стаж муниципальной службы засчитывается как стаж государственной службы.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное