Вопрос 1. Как работает схема?
Каждая из сторон сделки выбирает удобную нотариальную контору в своем городе. Нотариусы проверяют все документы. Далее стороны договариваются о времени дистанционной сделки. Затем согласованный с заявителями проект договора вносится в Единую нотариальную информационную систему. Документ подписывается электронной подписью заявителя в нотариальной конторе, а затем усиленной квалифицированной подписью нотариуса. Это придает документу юридическую силу.
Далее, также с помощью нотариуса, сделки дистанционно регистрируются и отправляются в электронном виде в Росреестр. Готовые документы на недвижимость можно получить на следующий день в ЗАГСе вашего города.
Вопрос 2. Опасен ли этот формат?
«Дистанционно» не означает онлайн или заочно — стороны дистанционной сделки должны хоть и по отдельности, но все же лично предстать перед нотариусом. Нотариусы сами свяжутся между собой по защищенной видеосвязи и проведут все необходимые этапы работы, отметил Николай Быстров.
По его словам, с точки зрения безопасности дистанционный формат сделки не уступает традиционному варианту заверения договора в одной нотариальной конторе. Нотариусы здесь, как всегда, проводят комплексную юридическую экспертизу сделки, обязательно выясняют реальную волю сторон договора и их понимание правовой сущности сделки, разъясняют ее юридические последствия и т.д.
Немаловажно и то, что нотариусы, удостоверившие дистанционную сделку, несут за нее солидарную и солидарную имущественную ответственность. То есть, если кто-то из них допустит ошибку, пострадавшим из-за этого гражданам гарантируется 100-процентная компенсация ущерба.
Вопрос 3. Какие транзакции могут быть выполнены таким образом?
Вы можете дистанционно оформить абсолютно любую сделку с недвижимостью. Это может быть сделка купли-продажи, дарения или обмена квартиры, а также соглашение о разделе имущества между супругами, брачный договор, алиментное соглашение и другие.
Удаленный формат помогает упростить заключение ряда сделок, например, если продается долевая недвижимость, владельцы которой проживают в разных уголках страны. Также может быть так, что стороны просто не хотят встречаться лично: например, это могут быть бывшие супруги, пережившие болезненный развод. Также будет удобно оформить сделку дистанционно, когда органы опеки допускают продажу имущества несовершеннолетнего (при условии одновременного приобретения другого), а рассматриваемые квартиры находятся в разных регионах.
Вопрос 4. Есть ли ограничения по количеству участников сделки?
Участниками таких сделок могут быть граждане и юридические лица. Количество сторон не ограничено. Главное условие – каждый участник сделки должен обратиться к нотариусу.
«Единственный момент, который необходимо учитывать при совершении сделки с недвижимостью, — это то, что один из выбранных нотариусов должен работать в регионе, где находится отчуждаемый объект недвижимости», — отметил Николай Быстров.
Вопрос 5. Вам нужна была доверенность?
При заключении дистанционной сделки с участием нотариусов доверенность не требуется. До этого для покупки или продажи недвижимости вдали от постоянного места жительства необходимо было действовать через представителя, на которого оформлялась доверенность.
«Такая доверенность — это не только лишняя головная боль, но и высокие риски. Это влечет за собой серьезные юридические последствия и часто становится инструментом в руках мошенников. С его помощью совершаются незаконные сделки в простой письменной форме, а обманутые люди остаются без жилья и денег. В рамках дистанционной сделки покупатель и продавец недвижимости могут контролировать весь процесс лично, не теряя времени и денег», — сообщил нотариус.
Вопрос 6. Потребуется ли электронная подпись?
При совершении дистанционной операции самим заявителям не требуется наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для подписания договора нотариусы выдают им специальные планшеты, на которых можно оставить так называемую простую электронную подпись.
Юридическую силу документу придадут уже усиленные квалифицированные электронные подписи самих нотариусов. Готовый документ будет храниться в отдельном реестре Единой нотариальной информационной системы. Там ему гарантируется безопасность и защита от подделки, удаления или несанкционированного доступа третьих лиц. Каждая из сторон сделки сможет получить свой экземпляр договора в том формате, в котором ему удобно, либо в электронном виде, либо на бумажном носителе.
Вопрос 7. Какие документы нужны?
Пакет документов, необходимый для проведения дистанционной сделки, ничем не отличается от установленного законодательством для обычных сделок в одной нотариальной конторе. Для этого вам понадобится:
- Паспорта сторон;
- Правоустанавливающие документы на недвижимость (например, предыдущий договор купли-продажи или свидетельство о праве на наследство);
- СНИЛС;
- Свидетельство лиц, зарегистрированных в жилом помещении;
- Свидетельства о заключении брака или расторжении брака (если такие события имели место);
- Согласие супруга на сделку (если одна из сторон состоит в браке) и др.
Полный перечень документов, которые нотариус вправе истребовать в том или ином случае, прописан в отдельном документе - регламенте совершения нотариальных действий. При этом значительную часть информации нотариусы запрашивают самостоятельно – в рамках электронного взаимодействия с ведомствами.