Привет!
Скажите, пожалуйста, каким документом (законом, статьей и т.п.) определяется порядок вручения повесток?
Здравствуйте Алексей.
какой документ (закон, статья и т.п.) определяет порядок вручения повесток?Алексей
Повестки вручаются в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который определяет, что
Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получить повестку из военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, иными должностными лицами (сотрудниками) организаций, ответственными за военно-учетную работу. В повестках должны быть указаны правовые последствия неисполнения гражданами изложенных в них требований.
Надеюсь помог в решении вопроса. Удачи тебе.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
История законопроекта №361804-7
Доступно на портале Системы законодательной поддержки (СОЗД) по ссылке https://sozd.duma.gov.ru/bill/361804-7
Впервые этот законопроект был внесен в Госдуму в середине января 2018 года. В течение следующих четырех лет он ходил по комитетам, обросшим поправками, новыми инициаторами из числа федеральных депутатов (инициатором изначально был один), прошел первые два чтения. Чтобы объективно понять, насколько важными оказались предложенные им изменения в нынешних обстоятельствах, достаточно посмотреть, когда законопроект был принят в первом и втором чтениях.
В первом чтении (в общем) - в начале марта 2018 года. И с тех пор затягивается на четыре года. Сроки второго чтения постоянно откладывались и откладывались, законопроект томился в профильной комиссии. И только в конце января 2022 года к нему вдруг резко проснулся интерес, так что 22 февраля он был принят во втором чтении (основном, со всеми существенными поправками). Повторяем - после почти четырех лет вялой законотворческой деятельности.
На данный момент существенных правок не будет, текст доработан в техническом и лингвистическом, стилистическом плане. Текущая редакция будет принята в третьем, окончательном чтении 16 марта 2022 года. Еще полмесяца будет на согласование с Советом Федерации (в одобрении сомнений нет), на подписание Президентом (тут есть также несомненно) для публикации. А следующий весенний призыв пройдет с учетом новых правил вручения повесток.
Добрый день. Вручили отцу повестку, но не по месту жительства или прописки, а из совершенно стороннего военкомата. Действия законны?
Здравствуйте уважаемый Кирилл!
Порядок вручения повесток о призыве на военную службу, в том числе при частичной мобилизации, определяется статьей 31 Закона № 53-ФЗ. Обязанность явиться в повестку дня возникает только тогда, когда она получена под роспись (лично) или по почте. Помимо личного вручения, повестку можно отправить по месту работы или учебы.
Все законные способы вручения повестки о явке в военкомат перечислены в ст. 31 Закона № 53-ФЗ:
Лично по месту жительства (под расписку) Лично в военкомате (например, при явке для проверки данных военкомата) по месту работы или учебы (повестку вручают руководители или иные лиц, ответственных за военкомат, по почте Повестка, оставленная в почтовом ящике или переданная через родственников или иных лиц, не влечет обязанности явки в военкомат.
В случае невозможности вручения повесток обеспечение их прибытия в военкомат возлагается на органы внутренних дел. Письменное обращение по этим вопросам может быть выдано военным комиссариатом.
Вы можете связаться со мной в личном чате для получения дополнительной юридической консультации.
Удачи и всего наилучшего!
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Что было в первой версии законопроекта
Первоначально изменения касались только статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», посвященной обязанностям граждан, подлежащих призыву на военную службу. И они были не только радикальными, но и просто абсурдными с точки зрения закона и даже здравого смысла. Вот самые сомнительные и неоднозначные предложения.
Теперь повестку можно вручить строго лично призывнику. В законопроекте предлагалось направлять с ними письма любому совершеннолетнему члену семьи призывника и даже третьим лицам, представляющим его интересы в военкомате, — по сути, юристам таких компаний, как, например, наш Всероссийский призывник.
Возникает вопрос: какое отношение одни совершеннолетние граждане имеют к правам и обязанностям других совершеннолетних граждан, даже если они связаны родственными узами и общей жилплощадью? Родственники не обязаны быть передаточным звеном между военкоматом и призывником, они не состоят в каких-либо правоотношениях, которые обязывали бы их к этому. Наконец, если член семьи забывает о повестке, а призывник в этом случае даже не знает о ней, то в чем будет вина последнего, когда он не явится в военкомат?
То же самое относится и к представителям интересов призывника по доверенности. Как доверенность и представительство дает право на получение и передачу таких документов? К счастью, четырех лет томления законопроекта хватило, чтобы все эти положения были из него исключены.
Нормы окончательной редакции законопроекта к третьему чтению
Законопроектом № 361804-7 в окончательной редакции вносятся изменения в ряд статей Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ, в основном в статью 31. Изменения касаются трех пунктов этой статьи : первое, второе и четвертое. Первый пункт дополняется формально и технически, в двух других раскрывается весь смысл нововведений.
В новой редакции пункта второго предусмотрены следующие новшества:
- Повестку теперь можно не только вручить лично, но и отправить по почте («Почта России») заказным письмом с уведомлением о вручении. Последнее обстоятельство сохраняет реализацию принципа «под подпись».
- Письма с повестками направляются по адресу, указанному в личном деле призывника (военно-учетных документах) в военкомате. Это может быть место жительства (с постоянной регистрацией) и место пребывания (с временной регистрацией).
Кроме того, повестки по почте могут направляться в военкоматы, отделы кадров, отделения организаций, где призывник состоит на официальном учете. И уже сотрудники этих структурных подразделений должны будут отдать повестку молодому человеку. Это, по крайней мере, с юридической и организационной точки зрения гораздо более реально и осуществимо, чем варианты с родственниками и представителями.
Повестка считается врученной с момента вручения письма адресату или попытки его вручения, если он отказался от его получения. При этом сохраняется и старый порядок с личной передачей работника военкомата призывнику под роспись, почтовая пересылка лишь дополняет его, но не заменяет. Хотя велик риск, что на практике это будет замена традиционного механизма аварийным суррогатом.
Действия призывника после получения повестки
Законопроект вводит новый пункт 31 статьи 2-1. После получения отправленной по почте повестки предполагается следующий алгоритм действий призывника:
- Если повестка дошла до указанной в ней даты явки в военкомат, призывник находится в райотделе в указанную дату и время.
- Если повестка пришла с опозданием, а срок явки уже прошел, молодой человек должен будет явиться в военкомат в течение двух недель со дня получения повестки - там его проведут осмотр или новую повестку выдается ему лично под роспись. При этом первая редакция законопроекта давала молодому человеку всего три рабочих дня.
- Если повестка запоздала настолько, что срок призывной кампании уже заканчивается, молодой человек должен явиться в военкомат в течение первых двух недель после очередного призыва, также за новой повесткой, сданной лично против подпись. В то же время первая редакция законопроекта требовала в этом случае явиться в военкомат не позднее первого дня очередного призыва, то есть фактически в период между двумя призывными кампаниями.
Кроме того, если в течение всей призывной кампании молодой человек не получил повесток ни лично, ни по почте, он обязан явиться в военкомат в течение первых двух недель очередного очередного призыва для получения повесток. вызов лично под роспись. То есть старая схема «не было повестки — не обязан был явиться» уже не будет работать. Отсутствие повестки отныне - проблема не военкомата, а самого призывника.
Некоторые другие инновации
Вручение новой повестки при явке призывника в военкомат после даты, указанной в повестке, доставленной по почте с опозданием, предусмотрено еще одним новым пунктом 2-2, введенным в статью 31. Однако вручение нового рассказа является лишь возможностью, правом военкомата, а не его обязанностью - если призыв еще не закончился, юноша может быть освидетельствован в тот день, когда он фактически явился на военкомат и военкомат, несмотря на то, что формально дата, указанная в поздней повестке, уже вышла.
Кроме того, в статью 31 вводится еще один новый пункт 2-3. Приведем его полностью:
«Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период призыва на срок более трех месяцев со своего места жительства или места пребывания, обязаны сообщить об этом, лично явившись в военный комиссариат или в местная администрация соответствующего поселения, муниципального образования или городского округа, осуществляющая первичный воинский учет.
Если в вашем населенном пункте есть отдел военкомата, то лучше приехать прямо туда и доложить там. В этом случае ваше уведомление об увольнении обязательно дойдет до военкомата. Если в вашем населенном пункте есть только местное самоуправление, вы можете сказать им, чтобы они не ходили в военкомат в другом городе. В штатном расписании есть должность ответственная за воинский учет, лицо, ее занимающее, будет передавать сведения в военкомат.
Ответственность по новому законопроекту
В окончательной редакции законопроекта абзац четвертый статьи 31 признается утратившим силу. Он рассказал об ответственности призывников за уклонение. Однако отмена четвертого пункта НЕ означает отмену ответственности. Просто эти нормы теперь изложены в других статьях Федерального закона "О воинской обязанности...", это установлено и этим законопроектом. Так, новая редакция пункта первого статьи седьмой устанавливает следующие критерии уклонения от военной службы по призыву:
- Неявка в военкомат без уважительных причин по повестке, направленной по почте, а равно неявка в срок, если повестка поступила позднее указанной в ней даты явки или после окончания призывной кампании;
- Отказ от получения заказного письма с повесткой, оформленного в соответствии с Положением о призыве граждан на военную службу (утв. Постановлением Правительства № 663 от 11 ноября 2006 г.).
Законопроект прямо приравнивает описанные действия к уклонению от военной службы. То есть теперь уклонистом станет молодой человек, не получивший повестку в течение всего призыва и не явившийся за ней самостоятельно в военкомат до начала очередной кампании. Повторим еще раз: принцип "нет повестки - нет явки" уже не работает.
Уклонение от призыва на военную службу является преступлением, предусмотренным статьей 328 Уголовного кодекса. То есть речь идет даже не об административной ответственности, как за нарушение правил воинского учета, а сразу об уголовной ответственности. Более подробно об обоих мы рассказали в нашей отдельной статье.
Что (не) делать призывнику
Несмотря на существенное ужесточение правил вручения повесток, общая ситуация осталась прежней. Как и прежде, настоятельно не рекомендуем уклоняться, прятаться, бежать из военкомата. Даже если такой шаг даст кратковременный эффект, в дальнейшем он обернется против вас. Будут проблемы с законом, с получением военного билета, с устройством на официальную работу с карьерными перспективами и т.д.
Поэтому и здесь можно посоветовать одно и то же: выполнять требования закона. Не пытайтесь отказаться от заказного письма из военкомата, не делайте вид, что не получали никаких уведомлений по почте и т.д. Приходите в военкомат в установленные законом сроки, помните, что теперь вся ответственность за получение повесток и посещение призывных мероприятий фактически перекладывается с военного ведомства на вас.
Отсрочки и освобождения должны быть получены только законными способами, потому что только они могут гарантировать, что вы не будете служить. Социальные, учебные (академические) отсрочки в ряде случаев могут закрыть весь призывной возраст. Обратите внимание на свое здоровье, пройдите обследования – медицинские показания чаще всего становятся причиной освобождения от призыва или воинской обязанности.
Если вы интересуетесь информационными и телекоммуникационными технологиями и хотите развиваться в этой сфере, обратите внимание на новую президентскую отсрочку для айтишников. При всех своих недостатках и отсутствии четкой процедуры она все же стала еще одним вариантом решения армейского вопроса, из которого можно выбирать.
В любом случае, если вы не знаете, что и как делать, обратитесь к знающим - к специалистам. Например, запишитесь к нам на бесплатную консультацию — наш юрист предоставит вам основную информацию, которая поможет в вашей ситуации. Если вы заключите с нами договор, мы возьмем на себя юридическое сопровождение вашего взаимодействия с военкоматом, включая защиту ваших прав в административном и судебном порядке.