btaclub.ru
Главная »

ФЗ 144 об оперативно-розыскной деятельности (ред. 2022 г.): виды ОРМ, характеристика и комментарии, надзор за исполнением

Законы и прочие темы

ФЗ 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия

Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности (сокращенно ОРД) был принят в 1995 году. Этот нормативный правовой акт состоит из преамбулы, глав и статей, каждая из которых разделена на абзацы.

Он содержит положения о том, что такое ORD. Это вид деятельности, который осуществляется органами внутренних дел (МВД, ФСБ и др.). Реализация также регулируется законом о полиции, Уголовно-исполнительным кодексом, приказами министерств и ведомств.

Задачами ОРД являются:

  1. Профилактика уже совершенных или готовящихся преступлений.
  2. Поиск преступников.
  3. Получение необходимой информации для расследования и др.

При проведении розыскных мероприятий уполномоченные сотрудники должны действовать, руководствуясь принципами законности, разумности и гуманизма.


Типы ORM в ORD

ФЗ 144 об оперативно-розыскной деятельности: основные положения и понятия ОРМ относится к «оперативно-розыскной деятельности». Именно они осуществляются при проведении оперативно-розыскных мероприятий. ОРМ может осуществляться только лицом, имеющим соответствующий правовой статус. Такие полномочия наделяются следователем, лицами, осуществляющими прокурорскую деятельность, и др.

ОРМ бывают следующих типов:

  1. Интервью.
  2. Помощь в обучении.
  3. Наблюдение.
  4. Идентификация личности.
  5. Рассматривание вещей и предметов.
  6. Обследование зданий и сооружений.
  7. Прослушивание телефонов и просмотр сообщений и т.д.

Перечень может быть изменен или дополнен только одним способом, а именно путем внесения изменений в указанный выше Федеральный закон.

Наиболее важные статьи закона

Статья 2 Федерального закона 144

В нем прописаны задачи, стоящие перед сотрудниками при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий. Сюда входит снижение уровня преступности в стране за счет своевременного раскрытия преступлений, передачи преступников следователям и суду, защиты Российской Федерации от негативного криминального воздействия и др.

Статья 5 Федерального закона 144

Здесь раскрывается такой важный конституционный принцип, как соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Этот принцип проявляется и в преступной деятельности. Осуществление органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, определенных действий не должно нарушать права и свободы человека и гражданина. В той ситуации, если имело место нарушение этого права, гражданин вправе обратиться в прокуратуру или в судебные органы. Такое нарушение может повлечь ответственность как по гражданскому, так и по уголовному праву.

Статья 6 Федерального закона 144

Оперативно-розыскные мероприятия описаны здесь. Более подробно они были рассмотрены выше.

Следует отметить, что при выполнении определенных ОРМ могут использоваться аудио- и видеофиксаторы, а также другие информационные системы. Это не должно наносить вред окружающей среде. Все ORM должны выполняться только уполномоченными лицами. Их проведение другими лицами не допускается в соответствии с законодательством.

Статья 7 Федерального закона 144

Вот основания для ORM. К ним относятся возбуждение уголовного дела, сообщение о преступлении, указание следователя и др.

Статья 8 Федерального закона 144

Вот условия проведения ОРМ. Предусматривается, что исполнение ОРМ должно происходить без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, возраста, социального и имущественного положения.

Статья 9 Федерального закона 144

Возможны варианты ограничения конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Речь идет о нарушении тайны неприкосновенности жилища, переписки, личной и семейной тайны. Такое нарушение может произойти только по решению суда.

Статья 10 Федерального закона 144

Это что касается информационной безопасности. Уполномоченные должностные лица могут использовать сторонние информационные системы или созданные ими информационные системы для обеспечения доступа к той или иной информации, контроля за ее изменением и т.п.

Искусство. 11 ФЗ 144

Использование ресурсов оперативно-розыскной деятельности происходит в целях возбуждения уголовного дела, использования сведений в оперативно-розыскной деятельности и т. д. Использование таких ресурсов может осуществляться только специально уполномоченными должностными лицами.

Искусство. 12 ФЗ 144

Все действия, применяемые в ходе оперативно-розыскной деятельности, составляют государственную тайну. За ее разглашение должностные и иные лица, разгласившие эту информацию, несут уголовную ответственность.

Искусство. 13 ФЗ 144

В данной статье перечислены органы, которые имеют право проводить ОСА. Это включает:

  1. МВД.
  2. ФСБ.
  3. Таможня.
  4. ФСИН.
  5. Служба внешней разведки.

Никакие другие должностные лица иных органов, не указанные выше, не вправе проводить такие мероприятия.

Искусство. 14 ФЗ 144

Вот обязанности вышеперечисленных органов. К ним, в первую очередь, относится соблюдение конституционных прав человека, неукоснительное соблюдение требований законодательства, осуществление всех необходимых действий, фиксация и доведение до уполномоченных должностных лиц информации о ходе ОРМ.

Искусство. 15 ФЗ 144

В данной статье раскрываются права органов, которые имеют возможность проводить оперативно-розыскную деятельность. К таким правам относятся право на проведение ОРМ, фиксацию результатов, доступ к объектам, зданиям и сооружениям и необходимой информации и т.д.

Искусство. 17 ФЗ 144

В данной статье указывается на необходимость оказания гражданами помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Для этого в качестве свидетелей, свидетелей или подставных лиц могут быть привлечены физические лица. При этом права граждан не должны ущемляться или нарушаться.

Искусство. 21 ФЗ 144

Здесь речь идет о прокурорском надзоре за ОРД. Все виды результатов оперативно-розыскной деятельности в ходе производства действий, приобщения материалов к делу, рассекречивания установленных сведений и т.п. должны отвечать требованиям законности, разумности и гуманизма. Для этого и существует прокурорский надзор. Только прокурор имеет действенные рычаги воздействия на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Контрольная закупка по закону об ОСА

Контрольная закупка регулируется шестой статьей вышеуказанного закона. Это своеобразное мероприятие, направленное на выявление мест реализации нелегальной и опасной продукции для последующего пресечения данных действий.

Как правило, проверочная закупка проводится для выявления торговцев контрафактным алкоголем, наркотиками, оружием и т.п. Основания для проверочной закупки указываются в постановлении конкретного должностного лица, его выдавшего.

Постановление о контрольной закупке, образец, бланк

Вы можете скачать копию и форму заказа здесь.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для таких событий может быть уже возбужденное уголовное дело, сообщение о готовящемся или совершенном преступлении от посторонних лиц, постановление следователя или дознавателя.

Понятие, перечень и перечень конкретных оперативно-розыскных мероприятий уже обсуждались выше.

Как удостоверяется судебный приказ о проведении ОРМ?

Для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий необходимо получение решения суда. Как правило, это такие события, которые непосредственно затрагивают конституционное право на сохранение личной и семейной тайны, неприкосновенность жилища и т. д.

Такое решение принимается на основании ходатайства следователя, дознавателя или прокурора. Вынесенное решение не требует подтверждения.

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий образец

Постановление о проведении оперативно-розыскных мероприятий можно скачать по этой ссылке. ⇐

Закон об оперативно-розыскной деятельности ФСБ

Закон № 144 распространяется и на деятельность федеральной службы безопасности. Об этом прямо указано в перечне органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности.

Поскольку деятельность ФСБ достаточно специфична, проведение некоторых оперативно-розыскных мероприятий может регулироваться отдельными законодательными актами, охраняемыми как государственная тайна.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Этот вопрос уже обсуждался. Следует отметить, что прокуроры могут осуществлять надзор путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Также деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть проверена по заявлению граждан. На основании выявленных нарушений прокурор выносит акт о необходимости немедленного прекращения противоправной деятельности.

Комментарий к Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности

Комментарий к федеральному закону можно скачать здесь. ⇐

Скачать закон об ОСА актуальную версию, с комментариями

Федеральный закон в последней редакции с изменениями и дополнениями вы можете скачать на нашем сайте бесплатно. ⇐

Так, в новом законе содержится информация о порядке производства обыска и ордера на обыск, о способах получения необходимой информации, о порядке принятия решения по делу и т. д. Отдельные оперативно-розыскные мероприятия могут регулироваться отдельными нормативными правовыми актами. .


Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное