btaclub.ru
Главная »

Что такое обособленное подразделение?

Право собственности

Чем отличается обособленное подразделение от филиала?

Этот вопрос волнует многих предпринимателей, когда им необходимо создать удаленный офис. На самом деле формулировка вопроса не совсем корректна. Согласно ст. 55, пункты 1 и 2 Гражданского кодекса (ГК РФ), и представительство, и филиал являются самостоятельными подразделениями.

Есть два критерия признания их таковыми: подразделение территориально находится по другому адресу, там оборудованы стационарные рабочие места. Это написано в ст. 11 п. 2 НК РФ.

При этом важно, чтобы представительство и филиал подпадали под определения, которые даны в ГК РФ. Филиал — это ОП, которое территориально находится в другом месте, выполняет все или часть функций юрлица, в том числе, представительские. А представительство — это ОП, которое представляет и защищает интересы юрлица.

При совпадении всех признаков филиал или представительство признается обособленным подразделением. Сведения о них должны быть отражены в учредительных документах и ​​ЕГРЮЛ (ЕГРЮЛ).

Интересно, что сами филиалы и представительства не являются юридическими лицами, а их руководители действуют по доверенности генерального директора. Но за них нужно платить налоги.

Спорные вопросы

Вопрос ОП является одним из самых сложных в налоговом законодательстве. Нередко владельцам бизнеса приходится обращаться в ФНС, чтобы правильно установить статус. Попробуем разобраться в некоторых особо спорных моментах.

Что такое «простой ОП»?

Самый сложный вопрос касается подразделений компании, которые числятся в НК РФ как «простые БП». Соответственно те, которые не являются ни филиалами, ни представительствами.

Расшифровки этого понятия в законе нет, как и запрета на создание чего-либо, кроме этих двух видов обособленных подразделений. Единственная отличительная черта заключается в том, что такая административная единица не может выполнять никаких функций головного офиса. А вот доказать ФНС, что вы создали «простой ОП», бывает сложно.

Например, если вы работаете с удаленными сотрудниками, это считается отдельным подразделением или нет? А если у вас строительная компания и вы строите дом в другом городе, можно ли это назвать "простой ОП"?

В одних случаях да, в других нет. Общим знаменателем можно считать тот факт, что «простые ОП» обычно создаются для ведения какой-то вспомогательной деятельности. Склады, например, где хранятся продукты.

Наиболее яркий пример отличия обособленного произведения от филиала есть в банковской сфере. Пункт обмена валюты — это филиал, так как он находится не по адресу банка, и там создано стационарное рабочее место. Плюс к этому, в пункте оператор осуществляет часть функций самого банка — обмен валюты. Но если банк ставит банкомат в каком-нибудь торговом центре, он вне территории офиса, но и работника рядом с ним нет. Поэтому банкомат будет считаться «простым ОП».

Юридическое лицо, создавшее отдельные произведения, обязано каждое зарегистрировать в налоговой инспекции, в соответствии со ст. 83 р. 1 НК РФ. Заявление подается в налоговый орган, обслуживающий указанный адрес. Кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В этих городах юридические лица сами могут выбрать отделение ФНС (ст. 83 п. 4 НК РФ). Сведения в ЕГРЮЛ вносить не нужно.

Могут ли в ОП работать «иностранные» сотрудники?

Вспоминаем пример загородного дома. Вы его построили, но сдаете в аренду другим людям, то есть не пользуетесь. Теперь переводим ситуацию в другую плоскость. Вы купили помещение в бизнес-центре и сдаете его в аренду другим компаниям. Это считается отдельным подразделением?

Нет, это не считается. Потому что определение ОП говорит о том, что через него организация выполняет свои функции. Поэтому по этому адресу должны работать сотрудники именно этой организации.

Напоминаем, что к работникам компании относятся лица, заключившие с работодателем трудовой договор в соответствии со ст. 15.16 ТК РФ (ТК РФ). Вы, как арендодатель, платите ФНС только за сдачу своего помещения в аренду. Все остальные налоги на совести арендаторов.

Однако, если вы арендуете помещение у другой компании, вы должны зарегистрировать ОП. Ведь ваши сотрудники работают по другому адресу. Хотя есть нюанс. Если с этими работниками не был заключен трудовой договор, а был составлен только ГПК (гражданско-правовой договор), их нельзя приравнять к работникам компании. Соответственно, об ОП не может быть и речи.

Может ли быть только одно рабочее место?

В последнее время это стало обычной практикой. Документоведы, секретари и другой административный персонал работают в удаленных офисах. Меньшее количество сотрудников работает из дома. В основном это фрилансеры, у которых нет ни официального контракта, ни гарантий.

Но все же, если работодатель создал только одно рабочее место, можно ли это считать ОП? В ст. 11 НК РФ написано, что стационарные рабочие места должны создаваться по адресу. Если трактовать буквально, то можно сделать вывод: указано множественное число, то есть не менее двух.

Но в законе не сказано, что в ЕР не может быть только одно рабочее место. Поэтому ФНС считает так: место создано, сотрудник работает по трудовому договору, значит, это ОП.

Что такое фиксированное рабочее место?

Искусство. 11 НК РФ говорится об оборудовании стационарных рабочих мест. Что подразумевается под этим? В первую очередь, место, куда работник должен прибывать и выполнять трудовые обязанности. Он должен быть создан на срок более одного месяца. Но это не значит, что сотрудник должен быть там все время. Он может приезжать в командировку или на вахту. Для ФНС это не имеет значения.

Например, компания арендует зал для ведения переговоров, куда время от времени приезжает директор. Там оборудовано место для руководителя. Значит, это уже обособленное подразделение. Налоговики, определяя статус, ссылаются на Письмо Минфина России № 03‑02‑07/1/23401 от 10.04.2018.

Еще один момент. Рабочее место должно прямо или косвенно контролироваться работодателем и находиться на его территории. И тут снова встает вопрос о телеработниках.

С точки зрения Минфина, их труд нельзя облагать налогом, потому что нет ни одного признака стационарного рабочего места. Искусство. 312 стр. 1 ТК РФ определяет удаленную работу как функцию, выполняемую за пределами территории работодателя и вне стационарного рабочего места. При этом работник и работодатель общаются через Интернет или иным способом.

Конечно, вы можете прийти в ФНС и заявить, что у вас есть удаленные сотрудники. Тогда налоговый орган самостоятельно примет решение о формировании обособленного подразделения. Но, конечно, это никого не интересует.

Определение территориальной изоляции

Как ни странно, несмотря на наличие в ст. 11 НК РФ такого понятия, как определение территориальной обособленности, в законе нет. Поэтому ФНС обычно ссылается на письма Минфина. Если кратко, то подразделение является территориально обособленным, если оно находится на территории, подведомственной другому органу ФНС.

К примеру, головной офис находится на ул. Пушкина, а склад — на ул. Тургенева. Эти адреса обслуживают разные отделения налоговой. Поэтому склад будет считаться ОП. Но если склад перенесут в район ул. Пушкина, он перестанет быть обособленным подразделением.

Порядок создания обособленного подразделения

Решение о создании филиала или представительства принимает собственник компании, простого обособленного подразделения - генеральный директор. Напомним, что сведения о первых двух ЭП вносятся в ЕГРЮЛ, и регистрация не требуется. Во втором случае необходимо подать сведения в налоговую инспекцию в течение месяца с момента начала работы подразделения. За отправную точку можно взять первый рабочий день сотрудника в удаленном офисе.

До 2014 года требовалось также зарегистрироваться в ПФР и ФСС. Но это требование было отменено в связи с принятием Федерального закона № 188 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» от 28.06.2014. Теперь должны быть зарегистрированы только те организации, для которых ОП:

  • Самостоятельно осуществлять расчеты с физическими лицами;
  • Находятся на отдельном балансе;
  • Иметь собственный банковский счет.

Если какой-либо из этих признаков не совпадает, то регистрироваться не нужно. Это избавляет владельцев бизнеса от ненужной бумажной волокиты. Но есть проблемы с налогами.

Можно ли использовать УСН, если у вас есть отдельные работы?

Может ли компания лишиться возможности вести учет при упрощенной системе налогообложения (УСН), если она открывает обособленное подразделение? Только в одном случае. Согласно ст. 346,12 р. 1 НК РФ организация, имеющая филиалы, не может использовать «упрощенку». До 2016 года представительства не могли, но позже запрет был снят.

Так что, если вы откроете представительство или постоянное подразделение, для вас ничего не изменится. Для продолжения использования УСН необходимо отправить заявление в отделение ФНС, которое обслуживает адрес подразделения. Заявление пишется по форме № С-09-3-1. В соответствии со ст. 83 п. 1 НК РФ, его необходимо рассмотреть в течение 5 дней и встать на учет.

Особенности налогообложения

Есть существенная разница – вы используете упрощенную систему налогообложения или обычную систему налогообложения. Кроме того, существует отдельный НДФЛ, к уплате которого предъявляются особые требования.

Компании, использующие УСН, ведут отчетность по всей организации, учитываются доходы и расходы. Декларацию нужно подавать в то отделение ФНС, к которому относится головной офис. Местонахождение обособленного подразделения не имеет значения.

При открытии ОП компания получает статус налогового агента по уплате НДФЛ, как в головном офисе, так и в подразделении. Этот налог необходимо уплатить в ФНС по месту регистрации ОП.

Если у вас много отделений, то выплаты должны производиться на все адреса. В то же время согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщик не может выбирать филиал ФНС.

Штрафы за отказ в регистрации ИП

Закон устанавливает жесткие сроки для предпринимателей. Заявка на организацию ОП должна быть подана не позднее, чем через месяц. Искусство. 116 НК РФ предусматривает наказание за просрочку в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Если подразделение не только не было зарегистрировано, но и начало работу раньше этого срока, штраф будет увеличиваться. Он составит 10% от полученной за это время прибыли, но не менее 40 000 рублей (пункт 2 статьи 116 НК РФ).

Искусство. 15 п. 3 КоАП РФ (КоАП) устанавливает свои санкции. За просрочку с должностных лиц, допустивших нарушения, взимается от 500 до 1000 рублей, за противоправные действия — от 2000 до 3000 рублей.

Также нужно помнить и о сдаче налоговой отчетности и уплате налогов по месту нахождения подразделения. Ответственность может наступить за несдачу налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) или за неуплату (полную или частичную) налогов.

Поэтому владельцам фирм следует очень внимательно относиться к отчетности и не нарушать закон. В любых сложных ситуациях вы можете обратиться за юридической помощью.

Источники:

Искусство. 11 НК РФ. Учреждения, понятия и термины...

Искусство. 83 НК РФ. Бухгалтерский учет организаций и физических лиц

Форма № С–09–3–1. Бланк и образец заполнения

Решить вопрос>
Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное