btaclub.ru
Главная »

Анафема: как это страшно для человека (это точно не церковное проклятие). За какие поступки теперь можно предать анафеме

Миграционное право

Происхождение термина и его значение

Слово анафема пришло в нашу речь из греческого языка. Сначала оно означало «отлучение» от глагола ἀνατίθημι — «положить», «отложить», то есть жертву или посвящение Богу по обету. Постепенно слово изменило свое значение и стало означать изгнание, или отлучение от общества, проклятие.

В просторечии анафема означает проклятие, слово использовалось как бранное слово - анафема, анафема.

В православии слово анафема означает:

  • Обряды присоединившихся из числа неверующих к Православной Церкви;
  • Обряды на праздник Торжества Православия с провозглашением анафемы еретикам и догматов веры, воспеванием «Вечной памяти» усопшим и многолетия живым;
  • Анафема — публичное отлучение христианина от Церкви, запрет на участие в таинствах Церкви; извержение членов Церкви.

Анафема есть строжайшее церковное наказание, следующее за тяжкими грехами против Церкви - уклонением в ересь, хулением против Церкви, сознательным нераскаянием в этих грехах. Решение о предании анафеме принимается соборно и в крайне редких случаях.

Происхождение термина и его значение

Преданный анафеме человек уже не принадлежит к лону Церкви, он становится чужим для верующих, отлучается от общения с Церковью и ее членами до тех пор, пока публично не покается.

Многие понимают анафему как церковное проклятие. На самом деле Церковь не проклинает отступников, а призывает виновных к покаянию, это последний призыв опомниться. Анафема — это отдача кого-либо или чего-либо в абсолютное владение. В церковном понимании анафема – это передача христианина на Суд Божий. Церковь снимает с себя заботы о человеке, перестает молиться за него и отдает его Богу. Объявление анафемы свидетельствует о том, что человек, хотя и называет себя христианином, таковым не является: его действия, отношение, взгляды противоречат церкви.

Почему они объявлены

Основанием для провозглашения анафемы являются слова Господа Иисуса Христа «если не послушает Церкви, да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18. 17). Первым был предан анафеме священник Арий в IV веке, основоположник еретического учения: Арий утверждал, что Иисус Христос не Бог, а творение Божие, следовательно, что Иисус Христос не равен Богу, а ниже Его.

Почему они объявлены

Предавались анафеме еретики, среди которых были политики, священнослужители, писатели, философы. Предать ли анафеме отступника решалось на Вселенских Соборах. Анафематство стало обычным наказанием за извращение догматов православной веры. На Руси анафеме были объявлены и враги государства — Степан Разин, Григорий Отрепьев, Иван Мазепа, Наполеон. Объясняется это тем, что светская и церковная власть были едины, монархический строй был одновременно и оплотом Православия, а всякий человек, выступавший против государства, становился врагом Церкви.

LVIII. Об отлучении от Церкви (анафематствовании)

Сущность и дух церковной анафемы

Страшное слово анафема, которым Церковь карает отступников от правой веры, означает отлучение

От Церкви, изгнание из общества верующих, отсечение от духовного и таинственного тела Христова, лишение всех духовных прав, которыми пользуются верные чада Церкви. Быть отлученным от Церкви — значит лишиться всего, что дал нам Отец Небесный через воплощение Единородного Сына Своего, и чего мы достойны по вере в Него, лишиться благодати крещения и усыновления как сынов Божиих. Отче, печать Дара Святого Духа, которым мы были обозначены в таинстве миропомазания. Лишиться небесной трапезы Плоти и Крови Сына Божия, без которой нет и не может быть для нас вечной жизни; лишиться благословения Небесного Отца, даже самого права молиться Ему о чем-либо; потерять самую надежду на вечную жизнь, заранее быть уверенным в своей смерти (полное собрание Димитрия Херсонского. Архиеп., т. 4:260 и др. стр.). Такое грозное наказание правоверным отступникам основано на словах Господа нашего Иисуса Христа: «Если же и Церковь непокорна, будь как язычник или мытарь» (Мф. 18:15–17). Из учения Иисуса Христа о том, как поступать с теми, от кого исходят искушения, вытекает установление анафемы в Православной Церкви.

Вот как ты должен поступать с обольстителями, по заповеди Самого Христа: если брат твой согрешит против тебя, начнет искушать тебя неправильным учением, неправильными помыслами, тлетворным словом, гибельным примером - так поступай: относись к нему внимательно , благоразумно и терпеливо, укоряйте его одного, между вами и им одним; если послушает тебя, то ты приобрел брата, спас единоверца для себя, для Церкви, для Бога; если же он один тебя не послушает, то, чтобы не потерять его, возьми с собою одного или двух свидетелей единоверных и обличи его перед ними, чтобы они утвердили слово твое. Если и их не послушает и упорствует в своем неверии или еретическом мнении, скажи Церкви ее предстоятелям; если твой брат, твой единоверец, не слушает Церкви, то пусть он будет тебе чужим, перестанет считаться твоим братом, твоим единоверцем, членом единой истинной Церкви Божией для тебя.

Вот заповедь Самого Христа об анафеме. Вот его смысл и назначение. Вот происхождение его от Самого Иисуса Христа, Который, однако, говорит о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Апостолы, следуя указанию Господа, отлучали недостойных людей от общества верных (см.: 1 Кор. 5:13; 1 Тим. от отлучения как для самого отлученного, так и для Церкви (1 Кор. 6:5). Святая Церковь, установив каждый год совершать чин Православия, при котором еретикам возвещается анафема, намерена показать им глубину зла, в которую повергло их суеверие. Будучи терпимыми в недрах Церкви, они мог бы успокоить свою совесть, сказав, что их заблуждения еще не влекут за собой неминуемой смерти для их душ, что образ их мышления еще может сочетаться с духом Евангелия, что они, по крайней мере, не так уж далеки от истинного. общий путь, считаться уже совершенно потерянным.Итак, Святая Церковь, посрамляя заблудших, тем самым отнимает у заблуждений прелесть особой мудрости, которою они прельщают, поражая их именем Божиим, т. е. отнимает надежду на безопасность; противопоставление исповедания истинной веры суевериям частных лиц обнажает ничтожность последних. Таким образом, анафема, произнесенная Святой Церковью, является ее последним гласом предостережения заблуждающимся. Вместе с тем Святая Церковь, провозглашая анафему еретикам, имеет в виду предостеречь своих верных чад от падения. Тысячелетний опыт свидетельствует, что никакая язва не распространяется так быстро, как вольнодумство, своеволие и развращение, что никакие гонения не оторвали от веры Христовой столько душ и не погубили их навеки, как ереси и расколы. Вот почему даже материнская любовь побуждает Церковь против такой опасности возвысить голос суда и обличения, чтобы предостеречь всех от грозящей гибели. С какой поистине высочайшей любовью совершается ныне самый суд над Церковью, видно из того, что, прежде чем приступить к произнесению своего суда, Святая Церковь неоднократно и усердно молится, чтобы Господь, по Своей бесконечной милости, любовь к отступившим от истинной веры; чтобы бесконечная любовь Божия не позволила диаволу совсем ослепить и погубить навеки ее заклятых врагов; да умножится благодать Всесвятого Духа там, где изобилует озлобленность и упорство, просвети ум их к познанию истины, согрей сердца их теплотой любви своей, сокруши окаменение сердец их страхом суда Божия, обрати их от заблуждения и введи в спасительную ограду Церкви Божией. Уже после этого дела милосердия Святая Церковь с горькой скорбью произносит не проклятие, как некоторые недоразумения понимают, а отлучение от общества верующих - тех несчастных, которые своей ложной верой и ожесточением, по их собственным словам, отлучили себя от святое общество. Что. Святая Церковь проявляет теперь не чрезмерную суровость, а необходимое суждение истины, растворенной любовью и милосердием к самим врагам своим, причинившим ей многочисленные скорби; она ищет не их уничтожения, а обращения и спасения; не предает их вечному проклятию, но в самом отлучении предлагает им прощение и помилование, если они одумаются и покаются.

Не думайте, однако, что приговор анафемы ничтожен. Нет. Существует таинственная связь между благожелательностью людей и милосердием Божиим к человеку. Непрощенный, неразрешенный на земле, он появляется в небесном мире непрощенным, неразрешенным, связанным своим грехом. «Аминь, говорю вам, — подтверждает это соображение Сам Господь, — что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Утверждаем далее, что Господь Иисус Христос завещал анафему только за грехи ума, за грехи против истины, за грехи против Святого Духа, но не против грехов своей воли, не против падений, покрытых покаянием, а только против грехов. от упрямства и твердости. Это видно из того, что апостол Петр тут же выступил вперед и задал Господу вопрос: «Господи! если я укоряю согрешающего брата, и он покается, то сколько раз должен я прощать брата моего, согрешающего против меня? Достаточно ли до семи раз? Иисус говорит ему: «Не до семи раз говорю тебе, но до семидесяти раз по семь», т. е. прости без конца, потому что Отец Небесный, Которого мы бесконечно обижаем, прощает нас по Своей бесконечной милости. (Из проповеди Никанора, архиепископа Херсонского).

Краткое объяснение мест Писания, касающихся вопроса об отлучении (анафематствовании)

Матфея 18:16-18

. «Если не послушает, возьми с собою еще одного или двух, чтобы каждое слово подтверждалось устами двух или трех свидетелей; если он их не слушает, скажи церкви; а если церкви не слушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Объяснение

. Из этих слов видно, что Сам Господь учредил отлучение от Церкви для тех, кто ей не следовал. Апостолы поступали именно так: 1 Коринфянам 5:5; 1 Тим. 1:20; в частности, повелевали отвращать и предать анафеме (отлучению от церкви) еретиков: Тит.3:10-11; Иуды 1:18-19; Гал. 1:8; когда отлученный каялся, он получал прощение: 2 Коринфянам 2:7-8. Церковь составляют не только верующие, но и пастыри: Мф.18:17, а власть вязать и разрешать, а потому и отлучать, дана не мирянам, а пастырям: Мф.16:19 ; Иоанна 20:23.

Иакова 3:9–10

. «Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию; из одних и тех же уст исходит благословение и проклятие. Так не должно быть, братья мои».

Объяснение

. Под проклятием понимается злоба, ругательство, вызванное легкомыслием, страстью, гневом, а не «анафема» - от «анатифими», т.е. откладываю, отделяю: Гал.1:8; Матфея 18:17; 1 Коринфянам 5:5:13; 1 Тимофею 1:20. Но в последний день и Сам Господь произнесет проклятие на тех, кто достоин его: Мф. 25:41.

Гал. 1:9

. «Как мы говорили раньше, так я и сейчас говорю; кто проповедует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Объяснение

. В этих словах видно, что апостол еще до послания к Галатам прямым повелением поставил суд над лжеучителями, смущающими христиан, и повелел предать их во власть сатаны: 1 Кор. 5:5; 1 Тимофею 1:20.

Кому провозглашается анафема

Отрицая существование Божие и промысел Божий, называя Бога не Духом, а субстанцией, не признавая равного чести лиц Пресвятой Троицы, отвергая потребность людей в искуплении Христовом. Хулителям приснодевства Богородицы, не верующим в богодухновенность Священного Писания и в благодать Всесвятого Духа; отрицающие загробную жизнь, конец света, Страшный суд, вечную награду праведникам и вечные муки грешникам; не принимающие спасительные Таинства Церкви; не признавая вселенских соборов и вселенских Преданий. Таким образом, действительные грехи неверия и богохульства подлежат анафеме (см. «Преемство в седмицу православия

»).

По свидетельству Священного Писания, отлучение было установлено Самим Господом Иисусом Христом:

Матфея 18:17

. «Если он не послушает их, скажи церкви; а если церкви не слушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Поэтому апостолы, предав некоторых сатане, тем самым отлучили от союза Церкви:

1Кор.5:5:13

. Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа...

Посторонних судит Бог. Так изгони развратного из среды себя.

1Тим.1:20

. Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.

В частности, неразумным (еретикам) велено отвернуться и предать анафеме (отлучению от церкви).

Титу 3:10–11

. Еретик после первого и второго вразумления отвернется, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден.

Когда отлученные раскаялись в своей ошибке, они получили прощение.

2 Коринфянам 2:7-8

. Так лучше тебе уже простить его и утешить, чтобы не снедала его чрезмерная грусть; и поэтому я прошу вас проявить к нему любовь.

Как снять анафему

Анафема не препятствует возвращению в Церковь и, следовательно, не закрывает пути ко спасению. Если виновный признает свои ошибки, он может покаяться и присоединиться к Церкви. Снятие анафемы – сложный юридический процесс.

LVIII. Об отлучении от Церкви (анафематствовании)

Чтобы вернуться в Церковь, нужно будет публично покаяться, обратившись в тот орган церковной власти, который предал анафеме. Если виновный искренне раскаялся, исполнил наказание и не может причинить духовный вред другим членам Церкви, анафема будет снята. Возможно снятие анафемы после смерти, что дает право на церковное поминовение усопшего. Что такое анафема?

Можно ли снять анафему

Анафема не является вечным приговором, потому что ее можно снять не только при жизни, но и посмертно.

Как снять анафему

Анафема может быть отменена в случае раскаяния человека. Конечно, это должно быть искренне. Кроме того, человек должен предоставить веские доказательства того, что он изменил свои взгляды.

Решение о снятии анафемы имеет право принимать только Архиерейский Собор, которым она была принята. Это решение оформляется соответствующим образом и передается лицу, в отношении которого оно было принято.

Нашли нарушение? Пожаловаться на контент

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное